- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Лизинг как прогрессивная форма инвестирования в основные фонды предприятия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008408 |
Тема: | Лизинг как прогрессивная форма инвестирования в основные фонды предприятия |
Содержание
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» Институт экономики и менеджмента Заочная форма обучения КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономика организации» Тема Лизинг как прогрессивная форма инвестирования в основные фонды предприятия студентки гр. ФМ-151 ускор. ФИО: Порсиной В. Ю. Направление «Менеджмент» Направленность «Финансовый менеджмент» Проверила ст. преподаватель, кафедры менеджмента имени И.П. Поварича Фофанова Н.А. Кемерово 2017 Содержание Введение 3 Глава 1 История, понятие и основные виды лизинга 6 1.1 История лизинга 6 1.2 Развитие лизинга в России 9 1.3 Функции лизинга 12 1.4 Характеристика лизинга 16 Глава 2 Анализ организации лизинга в компании ООО «Альфа-Лизинг» 20 2.1 Характеристика предприятия 20 2.2 Анализ хозяйственной деятельности ООО «Альфа-Лизинг» 23 3. Пути совершенствования экономической основы лизинговых сделок ООО «Альфа-Лизинг» 28 Заключение 32 Список литературных источников 36 Введение Данная работа посвящена теме: лизинг как прогрессивная форма инвестирования в основные фонды предприятия. Большинство предприятий не имеет достаточной суммы собственных денежных средств для приобретения современного производственного оборудования. В связи с этим возникает необходимость привлечения дополнительных средств, самым распространенным способом которого является получение банковских кредитов. Одним из альтернативных видов финансирования является лизинг. Актуальность развития лизинга, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций. Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов. В настоящее время большинство предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг (операция РЕПО), под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа. Целью данной работы является изучение экономических основ лизинговых сделок. Связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность лизинга; выявить его преимущества по сравнению с традиционными формами финансирования; рассмотреть разновидности лизинговых операций и порядок их проведения; выявить проблемы развития лизинговых операций в России на современном этапе; рассмотреть тему курсовой работы на материалах конкретного предприятия; выявить недостатки экономических основ лизинговых сделок; внести предложения по улучшению экономических основ лизинговых сделок. Глава 1. История, понятие и основные виды лизинга. 1.1 История лизинга. Первые сделки похожие на лизинг в мире зарегистрированы около 4000 лет назад, но они имели мало общего со сделками лизинга в современном понимании. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате “Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности”, написанном около 350 г. до н.э. Сущность того, что сегодня называется лизингом, Аристотелем сводится к виду деятельности, когда для получения дохода совсем не обязательно иметь имущество в собственности, достаточно иметь право его использовать и извлекать прибыль. Принципиальные положения, высказанные Аристотелем, находят чёткое отражение в схеме лизинговой деятельности. Действительно, если предприниматель по финансовым или другим экономическим соображениям не может стать собственником имущества, то он может получить его для использования у лизингодателя (собственника), а в результате эксплуатации имущества получить соответствующий доход. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга - они нашли своё отражение в Иституциях Юстиана. Позже, в Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания “чугунные ценности” возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду. Термин лизинг произошёл от английского глагола «to lease», что означает «нанимать», «брать в аренду». В английском юридическом языке словом «leasing» обозначается и традиционная сдача имущества в аренду, и собственно лизинг как разновидность аренды. Именно последнее значение получило более широкое распространение в мире. В Англии с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако, вскоре стала очевидна невыгодность и невозможность таких приобретений. Выработка угля увеличивалась, открывались новые шахты, требовалось всё больше вагонов. Небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией и выгодно вложить капитал. Они покупали железнодорожные вагоны для угля и сдавали их в лизинг. Стали появляться компании, единственной целью которых был лизинг железнодорожных вагонов. При составлении договора они включали в него право на покупку, предоставляющиеся пользователю по окончании срока лизинга. Такие сделки получили название договоров аренды-продажи. Первое известное употребление термина “лизинг” относится к 1877 году, когда телефонная компания “Белл” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибылью от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители новой техники были также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Поэтому многие высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование “ноу-хау”. Таким образом, промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь очень ограниченную рыночную стоимость в мирное время. Правительственные подрядчики осознали, что аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором подряда (в противоположность покупке), минимизирует риск. В тех случаях, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, само правительство должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя. В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками. К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов. В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний ("Рослизинг"). Сегодня членами "Рослизинга" являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской ассоциации лизинговых компаний "LeasEurope" и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал "Технологии лизинга и инвестиций". Впоследствии при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга в России, также занимающаяся исследовательской и информационной деятельностью и оказавшая значительное влияние на внесение поправок в федеральный закон "О лизинге " и оптимизацию других законодательных актов. Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат. Второе постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем. 1.2 Развитие лизинга в России. Лизинг является одним из самых прогрессивных методов финансирования производства, способным предоставить современным предприятиям доступ к передовой технике. Одним из факторов, который препятствует экономическому росту, является изношенность основных фондов российских организаций. Процесс их обновления финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли предприятий и сдерживается нехваткой доступного заемного капитала. Лизинг как механизм альтернативного финансирования может сыграть важную роль в выполнении этой стратегической задачи, стоящей перед российской экономикой, - в переоснащении основных фондов промышленных предприятий. Тем не менее, можно утверждать, что объем лизинговой деятельности в России невелик, а темпы роста не очень быстры. На долю РФ приходится всего лишь 0,28% общего объема лизинговых операций 50 ведущих стран мира. У Германии этот показатель равен 4,7%, у Японии -18%, на США приходится 47%, суммарный объем лизинговых сделок в США приравнивается к 200 млрд. долларов. Из пятидесяти участников в рейтинге стран по развитию лизинга Россия находится в конце третьего десятка. Географическое распределение использования лизинга в России в 1 полугодии 2014 и 2015 годов на (рисунке 1). Наиболее распространенным источником финансирования российских лизинговых предприятий являются кредиты российских банков. Также в первую тройку входят коммерческие кредиты поставщиков и средства российских банков -учредителей, a собственные средства как источник финансирования находятся лишь на девятом месте. Но, не смотря на доступные источники финансирование для лизинговых компаний, происходит увеличение проблемных активов в первом полугодии 2015 года. Рисунок 1 – Географическое распределение использования лизинга в России в 1 полугодии 2014 и 2015 годов. Существующие препятствия развитию рынка лизинга условно можно разделить на три основные группы: препятствия технического характера — такие как несовершенство отдельных законодательных норм и правоприменительной практики в сфере лизинга и близких областях; препятствия, имеющие системный характер для российской экономики — то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательской деятельности в России; и препятствия, обусловленные исключительно «юностью» российского рынка лизинга. Проблемы, которые препятствуют развитию лизинга в России, и возможные пути их решения, представлены в (таблице 1). Таблица 1 – Проблемы использования лизинга и пути их решения. № Проблемы Решение 1 2 3 1 Пробелы в законодательстве: порядок завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю Право собственности должно переходить лизингополучателю по окончании срока договора лизинга при погашении лизинговых платежей в полном объеме вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества Разрешить вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества в части дефолтов лизингополучателей Необходимо закрепить положение о том, что во время судебной процедуры объект лизинга должен находится у лизингодателя 2 Запрет на лизинг программного обеспечения Следует законодательно разрешить передавать в лизинг программное обеспечение в составе оборудования 3 Отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках Необходимо перенести зарубежный опыт страхования финансовых рисков на российскую почву 4 Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя Необходимо законодательно закрепить безусловное право изъятия объекта лизинга без судебных процедур 5 Неразвитость вторичных рынков оборудования Развитие вторичных рынков оборудования 6 Ограниченный доступ лизинговых компаний к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам Для решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков, "бэк-ап" соглашений. Переход к кредитованию в западных банках, снижение в России ставки рефинансирования, развитие банковской системы. 7 Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов Создание системы общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов, принятие закона о кредитных бюро 8 Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компании Разработка специализированными компаниями программ по автоматизации лизинга Продолжение таблицы 1. 1 2 3 9 Недостаток квалифицированных кадров в области лизинга Введение министерством образования специальности "Лизинг", либо предмета "Лизинг" в учебный план Необходимость развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлены прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования и недостаточной инвестиционной активностью. В 2015 году произошло сокращение объема рынка лизинга, ухудшилось финансовое состояние лизинговых компаний. Это означает, с одной стороны, дальнейший рост конкуренции, с другой. - предъявляет повышенные требования к качеству работы лизинговых компаний, а именно: умению быстро и эффективно реагировать на нестандартные ситуации. Применительно к любой лизинговой компании следует отметить, что успех ее будет зависеть от того, как данная организация сумеет изменить и улучшить работу компании. Оптимизация важна не только тем, что приведет к сокращению издержек, но и тем, что сократит время рассмотрения заявок, а значит, позволит улучшить качество обслуживания клиентов, что в конечном итоге повысит их удовлетворенность. Второе - это работа с проблемными активами и просроченной задолженностью. В 2015году сработало несколько рисков: риск, связанный с процентными ставками; срабатывает риск ликвидности; и частично риск, связанный с возможными неплатежами со стороны лизингополучателей. Помимо череды сработавших рисков, на наш взгляд, гораздо более важным являются долгосрочные тренды. Может возникнуть неблагоприятное сочетание: дорогое фондирование и низкий спрос на инвестиции в основные средства, как следствие, сокращение портфелей при росте проблемной задолженности в абсолютном и в процентном выражении. Такая ситуация может привести либо к сокращению количества лизингодателей, либо к сжатию рынка. Тем не менее, лизинг в России является одним из главных инструментов долгосрочных инвестиций в обновление основных фондов. Для целого ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств модернизации бизнеса. Рынок лизинга в РФ не насыщен и, при стабилизации макроэкономической ситуации, имеет высокий потенциал роста. В настоящий момент доступность лизинговых услуг значительно выше, чем три года назад. Это характеризуется снижением процентных ставок, уменьшением минимальных размеров авансового платежа, расширением спектра предоставляемых услуг. Урегулирование правовых вопросов и установление экономически выгодных условий для осуществления лизинговых операций будет способствовать дальнейшему активному развитию лизинга в России. 1.3 Функции лизинга. Существует три стороны, между которыми происходит ряд различных взаимодействий — это инвестор, лизингодатель, лизингополучатель. Инвестор наряду с инвестиционной деятельностью может предложить лизингодателю кредитные отношения, после чего тот становится как заемщиком средств, так и собственником имущества, сдаваемого в последующем в прокат. Важно, что лизингополучатель оформляет аренду имущества на основании подписанного договора лизинга. Лизинг включает при этом несколько функций сферы экономики и производства: Функция сбыта предполагает, что производители различного оборудования, машин, техники могут расширить рынок сбыта. Финансовая функция, при наличии которой арендодатель имеет возможность избежать единовременной выплаты всей стоимости необходимого ему оборудования. Производственная функция: возможность решать возникающую производственную необходимость в дорогостоящей технике и оборудовании за счет их арендования и временного использования. Функция дополнительной экономии средств в виде получения определенных льгот — налоговых, амортизационных. В данный момент спрос в отрасли лизинга намного превышает предложение, ввиду того, что как таковой лизинг имеет преимущественную позицию перед кредитованием. Поэтому лизингодательные компании имеют возможность диктовать условия клиенту. Так же растущий спрос обусловлен и преимуществами лизинговых схем перед кредитом. Кредит на приобретение машин или техники предусматривает регулярные выплаты в счет погашения величины основного долга, ежемесячную оплату процентов и налога на имущество. Причем оплаты налога идут со времени его постановки на учет до момента, когда произойдет полная амортизация в процессе его эксплуатации. При этом в лизинге платежами являются выплаты по основному договору лизинга. Дополнительно оплачиваются только отчисления налоговых выплат. Важнейшее преимущество лизинга — возможное применения механизма так называемой ускоренной амортизации, которая позволяет значительно сократить выплаты налога на прибыль уже в течение первых лет с момента покупки основных средств. Так же, если условия эксплуатации ускоряют износ лизингового оборудования, что дополнительно снижает размер выплат. К достоинствам лизинга отнесем так же и то, что на оформление договора понадобится гораздо меньше времени и сил, чем на взятие кредита. Таблица 2 – Экономический и налоговый анализ торгового лизинга и банковского кредита. Банковский кредит Торговый лизинг 1. Максимальный срок банковского кредита на рынке банковских услуг составляет от 12 до 24 месяцев 1. Срок финансирования от 24 до 60 месяцев 2. Суммы выплат основного долга по кредиту напрямую не относятся на себестоимость и уплачиваются из средств компании 2. Лизинговый платеж в полном объеме относится на себестоимость, уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль 3. Для получения требуются ликвидный залог и история расчетного счета в банке-кредиторе 3. Достаточно иметь 25-30% от стоимости оборудования для уплаты авансового платежа, залог не нужен 4. Механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3 не применяется 4. За счет ускоренной амортизации с коэффициентом 3 возникает экономия на налоге на имущество 5. Как правило, банками предъявляются дополнительные требования для получения кредита (открытие счетов, перевод оборотов и т.д.). Налог на имущество начисляется на среднегодовую балансовую стоимость имущества по ставке не более 2,2%. Лизинговое имущество может находиться на балансе лизингодателя и лизингополучателя. Поскольку для целей бухгалтерского учета в случае учета предмета лизинга на балансе лизингополучателя первоначальная стоимость будет равна сумме лизинговых платежей, налог на имущество в этом случае будет выше, чем в случае учета предмета лизинга на балансе лизингодателя, но при применении ускоренной амортизации (если имущество у лизингополучателя) при лизинге балансовая стоимость снижается быстрее, что приводит к снижению налога на имущество 5. Для получения финансирования, как правило, отсутствуют дополнительные требования. Порядок рассмотрения проекта - оперативный. Налог на прибыль: для целей налогообложения стороны имеют право определить в договоре лизинга, будет ли предмет лизинга учитываться на балансе лизингодателя или лизингополучателя. От выбора стороны, учитывающей предмет лизинга, будет зависеть порядок расчета налога на прибыль сторонами сделки. Ускоренная амортизация с коэффициентом не выше 3 может применяться независимо от того, на чьем балансе учитывается предмет лизинга 1.4 Характеристика лизинга. Основу лизинговой сделки составляют: Объектом лизинговой сделки может быть любой вид материальных ценностей, если он не уничтожается в производственном цикле. По природе арендуемого объекта различают лизинг движимого и недвижимого имущества. Субъектами лизинговой сделки являются стороны, имеющие непосредственное отношение к объекту сделки. Вместе с тем их можно классифицировать на прямых и косвенных участников. К прямым участникам лизинговой сделки относятся: лизинговые фирмы и компании (лизингодатели или арендодатели) производственные (промышленные и сельскохозяйственные), торговые и транспортные предприятия и население (лизингополучатели или арендаторы) поставщики объектов сделки - производственные (промышленные) и торговые компании. Косвенными участниками лизинговой сделки являются коммерческие и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя и выступающие поручителями сделок, страховые компании, брокерские и другие посреднические фирмы. «Лизинговыми» называют все фирмы, осуществляющие арендные отношения независимо от вида аренды (краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной). По характеру своей деятельности они подразделяются на узкоспециализированные и универсальные. Узкоспециализированные компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, контейнеры) или с товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование, оборудование для текстильных предприятий). Эти фирмы, как правило, располагают собственным парком машин или запасом оборудования и предоставляют их потребителю (арендатору) по первому требованию клиента. Лизинговые компании в основном сами осуществляют техническое обслуживание и следят за поддержанием его в нормальном эксплуатационном состоянии. Универсальные лизинговые фирмы передают в аренду разнообразные виды машин и оборудования. Они предоставляют арендатору право выбора поставщика необходимого ему оборудования, размещения заказа и приемки объекта сделки. Техническое обслуживание и ремонт предмета аренды осуществляет или поставщик, или сам лизингополучатель. Лизингодатель, таким образом, выполняет фактически функцию учреждения, организующего финансирование сделки. Лизинговые фирмы в редких случаях считаются независимыми, т.е. не имеющими родственных связей с другими компаниями. В большинстве они выступают как филиалы или дочерние компании промышленных и торговых фирм, банков и страховых обществ. Внедрение банков на рынок лизинговых услуг объясняется, во-первых, тем, что лизинг является капиталоемким видом бизнеса, а банки - основные держатели денежных ресурсов. Во-вторых, лизинговые услуги по своей экономической природе близко связаны с банковским кредитованием и служат своеобразной альтернативой последнему. Соперничество на финансовом рынке толкает банки к расширению этих операций. При этом банки проверяют и независимые лизинговые фирмы, предоставляя им кредиты. Кредитуя лизинговые общества, они косвенно финансируют лизингополучателей в форме товарного кредита. Под сроком лизинга понимается срок действия лизингового договора. Так как лизинг является особой формой долгосрочной аренды, то высокая стоимость и продолжительный срок службы объектов сделки определяют временные рамки периода лизинга. При установлении срока лизингового договора лизингодатель и лизингополучатель учитывают следующие моменты срока службы оборудования, определяемый его технико-экономическими данными. Срок лизингового контракта не может превышать срока вероятной эксплуатации оборудования с учетом условий эксплуатации объекта арендатором. Срок договора может ограничиваться законодательно. Для лизингодателя невыгодно заключать договор при быстрорастущей инфляции на длительный срок с фиксированными арендными платежами и наоборот, при тенденции цен к снижению лизингодатель стремится к более длительному сроку соглашения конъюнктуру рынка ссудных капиталов и тенденции его развития. Так как лизинговые компании широко пользуются банковским кредитом, то уровень процентных ставок по долгосрочным кредитам, являющимся основой лизингового процента, оказывает прямое влияние на длительность лизингового соглашения. Стоимость лизинга. В проекте лизинговых операций наиболее сложным моментом представляется определение суммы лизинговых платежей, причитающихся лизингодателю. При рентинге и хайринге сумма арендных выплат в существенной мере определяется конъюнктурой рынка арендуемых товаров. При лизинге в основу расчета лизинговых платежей закладываются методически аргументированные расчеты, что связано со стоимостью объекта сделки и длительным сроком лизингового контракта. В состав любого лизингового платежа входят следующие главные элементы амортизация плата за ресурсы, привлекаемые лизингодателем для реализации сделки лизинговая маржа, включающая доход лизингодателя за оказываемые им услуги (1-3 %) рисковая премия, величина которой зависит от уровня различных рисков, которые несет лизингодатель. Плата за ресурсы, лизинговая маржа и рисковая премия составляют лизинговый процент. Для расчета суммы арендных платежей используется формула аннуитетов (ежегодных платежей по конкретному займу), которая выражает взаимосвязанное действие на их величину всех условий лизингового соглашения суммы и срока контракта, уровня лизингового процента, периодичности платежей. Эта формула имеет такой вид Р = А (ИТ) : (1 - 1(1 + ИТ)Т П) , (1 ) где Р - сумма арендных платежей А – сумма амортизации или стоимость арендуемого имущества П – срок контракта И – лизинговый процент Т – периодичность арендных платежей. Услуги, предоставляемые по лизингу. Лизинг характеризуется большим разнообразием услуг, которые могут быть предоставлены лизингополучателю. Все виды этих услуг условно делятся на две группы технические услуги, связанные с организацией транспортировки объекта лизинга к месту его использования клиентом монтажом и наладкой сданного в лизинг оборудования техническим обслуживанием и текущим ремонтом оборудования (особенно в случае сложного новейшего оборудования) консультационные услуги – услуги по вопросам налогообложения, оформления сделки и другие. Современный рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции. Существующие формы лизинга можно объединить в два основных вида – оперативный и финансовый лизинги. Оперативный лизинг – это арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. Для оперативного лизинга характерны следующие основные признаки: Лизингодатель не рассчитывает возместить все свои затраты за счет поступления лизинговых платежей от одного лизингополучателя. Лизинговый договор заключается, как правило, на 2 - 5 лет, что значительно меньше сроков физического износа оборудования, и может быть расторгнут лизингополучателем в любое время. Риск порчи или утери объекта лежит в основном на лизингодателе. В лизинговом договоре может предусматриваться определенная ответственность лизингополучателя за порчу переданного ему имущества, но ее размер значительно меньше первоначальной цены имущества. Ставка лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге. Это вызвано тем, что лизингодатель, не имея полной гарантии окупаемости затрат, вынужден учитывать различные коммерческие риски (риск не найти арендатора на весь. Объем имеющегося оборудования, риск поломки объекта сделки, риск досрочного расторжения договора) путем повышения цены на свои услуги объектом сделки являются наиболее популярные виды машин и оборудования. При оперативном лизинге лизинговая компания приобретает оборудование заранее, не зная конкретного арендатора. Поэтому фирмы, занимающиеся оперативным лизингом, должны хорошо знать конъюнктуру рынка инвестиционных товаров как новых, так и бывших уже в употреблении. Лизинговые компании при этом виде лизинга сами страхуют имущество, сдаваемое в аренду, и обеспечивают его техобслуживание и ремонт. По окончании срока лизингового договора лизингополучатель имеет право: Продлить срок договора на более выгодных условиях Вернуть оборудование лизингодателю Купить оборудование у лизингодателя при наличии соглашения на покупку по справедливой рыночной стоимости. Поскольку при заключении договора заранее нельзя достаточно точно определить остаточную рыночную стоимость объекта сделки, то это положение требует от лизинговых фирм хорошего знания конъюнктуры рынка подержанного оборудования. Лизингополучатель при помощи оперативного лизинга стремится избежать рисков, связанных с владением имуществом, например, с моральным старением, снижением рентабельности в связи с изменением спроса на производимую продукцию, поломкой оборудования, увеличением прямых и косвенных непроизводительных затрат, вызванных ремонтом и простоем оборудования. Поэтому лизингополучатель предпочитает оперативный лизинг в случаях, когда предполагаемые доходы от использования арендованного оборудования не окупают его первоначальной цены оборудование требуется на небольшой срок (сезонные работы или разовое использование) для оборудования необходимо специальное техобслуживание объектом сделки выступает новое, непроверенное оборудование. Перечисленные особенности оперативного лизинга определили его распространение в таких отраслях, как сельское хозяйство, транспорт, горнодобывающая промышленность, строительство, электронная обработка информации. Финансовый лизинг – это соглашение, предусматривающее в течение периода своего действия выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую его часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя. Финансовый лизинг характеризуется следующими основными чертами: участие третьей стороны (производителя или поставщика объекта сделки) невозможность расторжения договора в течение так называемого основного срока аренды, т. е. срока, необходимого для возмещения расходов арендодателя. Однако на практике это иногда происходит, что оговаривается в соглашении о лизинге, но в этом случае стоимость операции значительно возрастает более продолжительный срок лизингового соглашения (обычно близкий сроку службы объекта сделки) объекты сделок, как правило, отличаются высокой стоимостью. После завершения срока контракта лизингополучатель может: купить объект сделки, но по остаточной стоимости заключить новый договор на меньший срок и по льготной ставке вернуть объект сделки лизинговой компании. О своем выборе лизингополучатель сообщает лизингодателю за 6 месяцев или в другой период до окончания срока договора. Если в договоре предусматривается соглашение (опцион) на покупку предмета сделки, то стороны заранее определяют остаточную стоимость объекта. Обычно она составляет от 1 до 10 % первоначальной стоимости, что дает право лизингодателю начислять амортизацию на всю стоимость оборудования. Так как финансовый лизинг по экономическим признакам схож с долгосрочным банковским кредитованием капитальных вложений, то особое место на рынке финансового лизинга занимают банки, финансовые компании и специализированные компании, тесно связанные с банками. Лизинговые операции также можно классифицировать в зависимости от состава участников Прямой лизинг – собственник имущества (поставщик) самостоятельно, без посредников, сдает объект в лизинг. Частный случай прямого лизинга – возвратный лизинг, при котором собственник оборудования продает его лизинг....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: